Александр Огневский
пиар-специалист




О тренингах, личностном росте и засорении мозгов

Я давно хотел написать о тренингах. Тех самых, афишами которых оклеены все центры всех более-менее крупных российских городов. Тех самых, на которых всего за 5, 10, 15 тысяч рублей вам обещают изменить жизнь к лучшему, поменять жизненные ориентиры и нацелить на успех, которого у вас пока нет.
На тренингах учат продавать. Искать себя. Развивать творческие способности. Открывать чакры и «третий глаз». Делить людей на существ разных «вибраций» - «высоких» и «низких». Обыкновенная такая «фюреризация» обычного человека. Берем обычного Васю – и при помощи несложных манипуляций с его сознанием делаем из него Сверхчеловека. И не беда, что Вася по темпераменту – вовсе не сангвинический холерик, и по выработке тестостерона – не боец, да и по жизни он – унылый хряк без серьезных жизненных претензий – из него все равно хотят сделать ПОБЕДИТЕЛЯ. За 2-3 сеанса. За 2-3 дня. Научить, как покорить окружающих и вежливо (ключевой параметр), но настойчиво (еще один ключевой параметр) навязать им свою волю. Вы где-то читали про что-то про Сверхчеловека? Из Ницше? Да-да. Но в эпоху этого бедняги не было интернета, самолетов и вебинаров. И не было столько халявщиков, желающих заработать на репродукциях чужих идей.
Теперь иные времена. Берешь готовую идею, тестируешь на парочке сетевых хомячков, но в реале. Смотришь, ага, работает. И погнал в массы.
Приезжает какой-нибудь Ярополк Ганджубас, известный эксперт по правильной жизни, и начинает учить нашего полусовкового воришку-коммерсанта азам бизнеса. Тому, что нужно иметь положительный настрой на все дела (и тогда тебе поможет добрая проекция всей Вселенной), иметь четкий бизнес-план (в строительстве это называется «директивный график») и самое главное – верить в себя (если бы мы не верили в себя – давно бы сдохли).
И начинает наш коммерс, окученный идеями Ярополка Ганджубаса, блажить. То по утрам натужно корчит зеркалу улыбку, настраиваясь на позитив, то отказывается от мяса (шлаки животного насилия, видите, на уровне тонких материй портят карму мясоедов и отгоняют деньги), то идет на йогу, совмещенную с системой фитнесса «хот айрон». Но блажь – это полбеды. Наш коммерсант подсаживается на тренинги личного роста. Еще бы! Там все улыбаются. Там все на позитиве. Там подают хороший чай и кофе, иногда даже бутерброды с сёмгой. Там учат прописным истинам («не убий», «не укради», «не возжелай», «верь в добро»), но подают это так, будто Библия – это черновик их гениальной проповеди. Будто до тренингов личного роста никто не знал граней добра и зла. Будто не было ни Будды, ни Христа, ни Магомеда, ни Канта, ни Шопенгауэра, ни Фрейда, ни Юнга, ни Сартра. Понадергав цитат ото всюду понемногу, разбавив его доработками от всевозможных Ошо и прочих «гуру современности», они порциями (но каждую – за отдельные деньги) продают свой товар массовому потребителю. Кочуют как цыгане. По большим городам. И по малым. И впаривают, впаривают, впаривают. Везде, где есть неуверенные в себе люди. Где есть маленькие коммерсы, мечтающие стать большими (ничего при этом не меняя в своей жизни), где люди из желания достичь среднестатистического успеха, готовы продать душу дьяволу – всегда появляются эти ребята. Тренеры творческого роста. Сенсеи удачи. Гуру «обезжиривания» лоха. И я тут даже не могу их осудить – люди несут им деньги сами. За свои комплексы. За наркотическое опьянение грядущим своим величие. За фуфел. За воздух. Но как они гениально это делают. На смену одной тысяче «общипанным» приходят тысячи других. Вот уж кому не грозит «кризис перепроизводства» - так это им, «тренерам психологического роста».
Слабость всех тренингов «психологического роста» заключается в том, что они как бы вынесены за пределы конкретного исторического пространства. Если убрать оттуда такие термины, как «бизнес», «интернет» и «коммуникации», то эту продукцию можно было одинаково хорошо впаривать мещанам в чеховской Закукуевке в 19 веке, «физикам» и» лирикам» в 1960-х и потенциальным «бизнес-акулам» в 21 веке. Понятийно там ничего не поменялось. «Верьте в себя», «побеждайте каждый день» - хорошие ведь призывы, кто спорит. Вот только общие слова о «вере в себя» и «силе человеческой воли», без учета реальной экономической обстановки, могут навредить конкретному человеку хуже, чем если бы он был совсем «неверующим». Вы думаете, ребята из корпорации «Кодак» не верили в себя? Думаете, у них не было маркетологов? Думаете, они были совсем дурными? Нет. Они сделали одну-единственную ошибку – не учли ВОЗМОЖНОСТЬ взрывного роста цифровых технологий фотографирования в конце 1990-х. И все. Вера в себя, к сожалению, как и полуторастолетняя история, не спасла «Кодак». Когда цифровые фотокамеры стали вставлять в каждый сотовый телефонка – «плёнка» умерла как жанр. Кто будет проявлять пленку и печатать что-то на бумажках, когда – щёлк! – и кадр готов, щёлк! – и он улетел в виде эМэМэСки к другу Питеру в Нидерланды из далекой загадочной русской Сибири. О том, как закончил «Кодак», написано во всех бизнесовых и маркетинговых журналах. Вы думаете, ребята из «Кодака» не верили в себя? Нет, просто им не хватило немного времени и смекалки. А веры у них было, хоть отбавляй.
Вот поэтому у каждой «жертвы» тренингов «личностного роста» должна быть не только запредельная вера в себя, но и «капитализация» - то есть, энное количество финансов, которое он готов потратить на изменение своего облика. И приведение своего внутреннего «великого «Я» с внешней атрибутикой успешного человека: хорошая одежда, хорошая машина, хорошее питание. Под «хорошим питанием» я имею в виду не «модные кафе-миксы» и «паназиатскую кухню», а полноценное питание с мясом, рыбой, овощами и витаминами, которое позволяет «успешному человеку» отличаться в поведении и активности от сонной мухи.
А вообще, до веры в себя и тренингов нужно дорасти. Об этом, кстати, хорошо говорится в известной рекламе про «Швепс».
Рост «над собой» и над другими должен идти изнутри, как внутренняя потребность организма. Испытываете жажду – попейте. Но глупо вливать в себя литры жидкости просто так. Так и со знаниями и умениями – признайтесь, трудно научить лаять комара. Да и не зачем. Лают собаки. Комары раздражают нас свои «зю-зю-зю». Не пытайтесь стать ведущим, если вы по жизни – ведомый. Вас ждет путь разочарования. Но кто-то благодаря вам набьет карманы.
Многим людям не нужно становиться ВЕЛИКИМИ. Им достаточно стать просто хорошими. Не злыми, не пьющими, не нервными. ХОРОШИМИ, Добиться реализации в профессии и в семье.
Вы поймите, если все люди Земли пойдут на тренинги и станут СВЕРХЧЕЛОВЕКАМИ, некому будет драить туалеты и мыть улицы. А ведь эту работу должен тоже кто-то делать. И давайте не будем сваливать уборку грязи на узбеков, таджиков и киргизов. На протяжении более, чем тысячелетней истории Руси, с грязной работой великолепно справлялись наши русские Васи, Вани, Пети и Евграфы.
И еще. Бросьте вы свои грязные мысли о манипулировании человечеством. Начните с себя. Почините кран. Вымойте квартиру. Почитайте книгу. Выспитесь, наконец. Сделайте что-то для себя. Проверено – это помогает лучше всяких тренингов.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович