Александр Огневский
пиар-специалист




Пиар – это пахота, а не развлечение . (Пособие для поступающих на журфак)

Удивительно, как в течение сравнительно небольшого времени меняются вкусы. Поступая в 1994 году на журфак ДВГУ, я шел за профессией романтической и востребованной. Про деньги особо никто не думал, потому что считалось – востребованная профессия позволит не бедствовать. И куда всё делось за неполных двадцать лет?
Отделения пиара (равно как журфаки) превратились нынче не в место подготовки профессионалов. Нет, я не о преподавании. Я о том, кого принимают. Вместо будущих журналистов, готовых добывать зерна истины по колено в грязи – сплошь гламурные цыпы. Модные. И пустые. Для них учеба на пиаре – очередной модный девайс, наряду с новой моделью сотового телефона и карманной собачкой. Есть еще один типаж - мальчики с невнятным внешним видом, что, впрочем, не особенно страшно для имиджа пиар-факультетов.
Хорошо, когда родители любят детей. Плохо, когда эта любовь приводит к тому, что ребенок получает деньги на любую блажь. И не получает никакого порицания за содеянное. Ему не говорят «нельзя». А значит, всё можно. Октябрят нет, пионерии нет, комсомольцы – пережиток старины. В лучшем случае комсомольцев изобразят инкубаторским быдлом как в фильме «Стиляги». И в итоге всего этого отсутствия воспитания и вкуса, помноженного на слепую родительскую любовь, мы получаем вместо подростка-студента «говорящую машину», сыплющую цитатами из «Дома-2» и «Каникул в Мексике». Подростка родители любят так, что его (ее) ограждают от любой трудовой деятельности и дают вволю придуриваться. А маска идиота (идиотки) скоро насмерть прикипает к лицу и становится «второй кожей». Кто там говорит про «мировую закулису» и «жимо-масонский заговор»? Мы дебилизируемся быстрее, чем «мировая закулиса» может этого желать. «Мировой закулисе», даже, если она существует в природе, нужны рабы с трудовыми навыками. А у наших абитуриентов трудовых навыков нет. Телевизор не зря называют «зомбоящиком». Тщательно перенимая плохие манеры поведения своих телевизионных кумиров, наши школьники и студенты первых курсов уже не понимают цену физического труда. Вот и журналистика (вместе и пиаром) становится для нее развлечением. Данью моде. Родители не говорят девочке, мол, дорогая, журналистика и пиар – это пахота. А не прогулка. И не развлечение. Это не шоу. В жизни, если даже она как шоу, сразу после титров начинается рутина. Которую не показывают в сериалах. И эта рутина (в лучшем случае) занимает 80% жизненного времени. Бывает, что рутина может составить и 90 и даже 95%. Об этом вам с удовольствием могут рассказать журналисты из «президентского пула», которые могут часов 6 ждать прибытия «первого лица» - и у них остается 7-10 минут, из которого нужно родить 2-минутный сюжет (насыщенный, конечно). Или, как вариант, статью. Убойную. Потому что коллега-фотокорр из того же издания настаивает на фоторепортаже с минимумом букв. Но за минимум букв практически ничего не платят, даже если ты – из «президентского пула». В итоге – пачка искуренных за шесть часов сигарет, тяжесть в желудке от съеденного на перекусе (хлеб, жир и майонез – основные ингредиенты такого «пульного» питания), чувство эмоциональной вымотанности, желание все бросить и уснуть. Но ребята (соседи) хотят выпить, поэтому приходится пить…
Короче, если кто думает, что всё это – гламур, он ошибается. Это пахота. Устал – пиши, засыпаешь – соберись и докажи, что ты по-прежнему лучше всех. Сдохни, но очаруй постоянных читателей.
Еще хуже – писать рекламные материалы. Заказчик – зверь. Заплатив рубль, он хочет получить результат на червонец. При этом быстро и качественно, с максимальным уважением к своей персоне. При этом он еще не знает сам, что хочет увидеть на выходе. Он и его помощники-советчики «тужатся мозгом», но своего креатива родить не могут. А другой креатив их не устраивает. Готово ли розово-стразовое существу к такой работе. Нет, нет и еще раз нет! НЕТ! С Большой Буквы – НЕ ГОТОВО!
Журналистика – это гибкость мозга и иммунитет к тупости. Это не праздник. И даже не фейерверк. Заказчику нужен неубиваемый писака-энерджайзер, который вынесет все его капризы. Заказчику не нужна в качестве работника «цыпа» с маленькой собачкой, которая пускает своей хозяйке лужи прямо в сумку – в фейковый «Луи Вьютон».
Я всё понимаю. Кроме одного. Есть ценности, которые стоят больше, нежели деньги. Одна из таких ценностей – уважение к своей профессии. И как элемент уважения – отбор подходящих кадров и отсев тех, кто в профессии не состоится. Журфаки, отделения пиара, школы журналистики – называйте их как хотите, всё-таки должны отбирать и селектировать лучших, отсеивая тех, кто в профессии не пригодится. Да, за гламурных цып платят деньги. Но ведь платят и не за гламурных. И не только за цып. Чем сложнее попасть на факультет (даже за деньги) – тем выше цена продукта. Отсейте явную «выбраковку», покажите, что журналистика и пиар – это пахота и тяжкий труд – и вы получите немного другой результат. К вам придут студенты и студенты с несколько иным моральным настроем. И это даст несколько иной результат. Качественно иной. А пока наши жур-пиар-факи будут заполнять глянцево-гламурные цыпы – мы не увидим настоящей журналистики. Фейк не выдерживает нагрузки и пахоты. Потому он и фейк. Фальшак. Эрзац. Подделка. Для пахоты нужны НАСТОЯЩИЕ. А их мало.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович