Александр Огневский
пиар-специалист




О «джентельменских соглашениях» в пиар-бизнесе. Или кто громче всех кричит «держи вора»?

Последние года два (или три?) я постоянно слышу от некоторых мэтров местного пиара «закулисные» разговоры о том, что было бы неплохо привести деятельность пиара к «единому знаменателю». То есть, создать единые «правила игры», нормативы работы с клиентами и вообще достигнуть «джентельменского соглашения» между более-менее крупными игроками рынка о том, кто на чьи поляны не заходит и по каким правилам кто должен работать. Что и говорить, предложение интересное. Я даже знаю, почему оно стало актуальным сейчас. Лет 10 назад такие разговоры были бы невозможны даже в кулуарах. И это правильно. Каждый стеной стоял за свой бизнес, край активно развивался, ежедневно появлялись новые фирмы, которые были озабочены своим продвижением, в том числе – с применением СМИ. «К черту правила, - рассуждали тогдашние хозяева рекламных и пиар-агентств, - победителей не судят!» И победителей действительно не судили. На деле все это постепенно привело к тому, что начался демпинг в ценах, в качестве «работающих инструментов» начал применяться «откатинг» и административный ресурс. А регион (то есть, Приморский край), тем временем, стал откровенно депрессивной территорией. Свернуть весь бизнес в Приморье и переехать в Хабаровск (который, если что, приморцы любят называть меж собой «Дальневосточной Эстонией») – это у приморского предпринимателя теперь в порядке вещей. Потому что при любых коллизиях в стране Хабаровск остается таким «островком социализма», где бизнес не душат и не отнимают. Где рост тарифов остается в пределах адекватности. Где бюрократия сведена к минимуму. И когда бизнес приморский потихоньку потянулся в Хабару, Москву или даже Калининград – местные (приморские) пиарщики стали пробуксовывать. «Жирных клиентов» нет, а клиенты «нежирные» откровенно сворачивают кровь – платят 20 тысяч, а требуют на миллион. Здесь и начались «прощупывания», мол, было бы неплохо, чтобы у пиарщиков появился дальневосточный (читай – приморский) куратор от Москвы, который играл роль бы третейского судьи в спорах. Пока рынок был ёмким – куратор был не нужен, всем хватало. Как только рынок пиара зазнобило и он начал скукоживаться – тут сразу вспомнили о правилах и нормах. Показатель, однако. Правда, хоть хватило ума «прокачивать» эту тему на уровне «междусобойчиков», а не в Интернете.
Только вот практика показывает, что появление в любой бизнесовой отрасли «куратора» приводит к еще большим проблемам и скандалам, нежели работа без куратора. Потому что «куратор» - это человек. Со своими хорошими и плохими качествами. Со своими слабостями и недругами. Со своими приколами и пристрастиями. С точки зрения законодательства бизнесу не нужны всякие кураторы и омбудсмены, потому что: если претензии есть у одного юридического лица к другому юрлицу – тут нужно обращаться в Арбитражный суд. А если претензии касаются взаимоотношений человека и юридического лица – на это есть районный суд. И всё. Никаких «прокладок», «решал» и «третейских судей» не нужно.
Озабоченность мэтров созданием правил понятна и объяснима – ежегодно журфак выпускает человек 30-40, из которых 1-2 человека способны к тому, чтобы создать собственный бизнес или стать хорошим редактором. И в некоторых случаях журналы, редактируемые вчерашними выпускниками, оказываются весьма неплохими. Читал как-то «VladHealth» - был приятно удивлен. Хорошо. Правда, хорошо. Хотя тема медицины и вообще здоровья – сложная. Отметил, что журнал удался. Думаю, что есть журналы помимо «VladHealth`a», правда, не до всех журналов (новых) доходят руки. И это при том, что у редакторов таких журналов опыта, прямо скажем, не очень много. У них просто есть свежий взгляд и смелость. А это уже больше, чем половина победы. Так вот если эти молодые таланты вместо журналов начнут создавать свои пиар-агентства, тут уж любым авторитетам придется потесниться. Но и дабы молодых чуть-чуть придержать – лучший способ выдумать (создать, написать) некие «рубежи», буйки, за которые лучше не заплывать. «Ограничение входа» - идея не новая. Но зарабатывать на рекламе и пиаре можно и без создания юридического лица – как запретить работу «фрилансеров» на рынке? Да никак. Получается, что ограничить в «свободе перемещений» можно тех, кто и так работает по правилам – создает компанию, платит налоги, гарантирует качество услуг. А тех, кто предпочитает оставаться «флибустьером» в мутных волнах «фриланса» и прицепить-то не за что – их вроде как и нет. «Правила бизнеса», ё-моё.
И вот тут мы подходим к самому главному. Лично я – за простые правила ведения бизнеса. Чтобы все по-честному. Без обмана. Чтобы вы вероломно не вламывались на мою территорию, а я – на вашу. Чтобы вы, как мой конкурент, не рассказывали бы моему постоянному клиенту, что я козел и сука (а заодно – самозванец), а могли бы предложить конкурентные услуги. Тогда и мне не придется собирать на вас компромат. К сожалению, это нереально. По крайней мере, в нынешних условиях. Пример из недавней истории. Один уважаемый приморский журнал недавно предложил моему постоянному клиенту (причем с сотрудниками этого журнала неоднократно я уже проводил беседы на предмет не беседовать с моим клиентом в мое отсутствие) разместиться сразу на два разворота. 4 страницы. Больше 100 тысяч рублей за размещение. В принципе, бог с ним – хочет клиент платить, пусть платит. Но ведь на многие неотложные вещи у него денег не хватает. Ролик для иностранных партнеров – не нужен. Раздаточные материалы для презентаций – не нужны. Размещение в Интернете с короткими сообщениями – тоже нет. Потому что у клиента «немножко не та финансовая ситуация». А два разворота в журнале – пожалуйста. Воистину, Сатана всегда играет на честолюбии и гордыне. И это при том, что предлагаемые мной варианты – в 4-5 раз дешевле. Молодцы, журналисты, сыграли на честолюбии – одноразовый материал (бессистемный, однократный, поверхностный) выйдет, несмотря ни на что. Вот только у меня вопрос – а дальше что? А дальше клиент полгода не будет заказывать ничего – ни у меня, ни у них. Но им нужны деньги сегодня – завтра их мало волнует. Но я же – тоже не дебил. У клиента нет денег? Без проблем. Его отодвигают на задний план и работают с ним по остаточному принципу. В том смысле, что копеечные работы ему срочно делать никто не будет. У меня найдется десяток причин для отказа в работе с ним на небольшие суммы – «занят», «пришел большой клиент», «срочный заказ» и т.п. Не нравится – иди в журнал. А в журнале маленькие сделки никому не интересны в принципе – 10-15% от сделки – это очень мало. Кто становится заложником возникшей ситуации? Правильно – честолюбивый клиент. Которого один раз «отжали» и «расчехлили» - и забыли. Ему это будет хорошим уроком. При этом я со своим клиентом работаю честно: стараюсь снизить его расходы, отговариваю от сомнительных сделок, не пускаю на светские тусовки, на которых собираются бездельники, а не реальные представители бизнеса. Клиент, привыкнув к хорошим условиям, однажды решает, что и сам достаточно вырос для самостоятельных решений в области пиара и рекламы… Я понимаю, что разговаривать с руководством журнала – дело неблагодарное. Там найдется тысяча откорячек – «у него на лбу не написано, что это твой клиент», «он сам пришел» и т.п. Но, помимо того, чтобы снимать с клиента деньги, должна быть у пиарщиков и журналистов некая воспитательная функция – клиент должен получать свою порцию знаний и представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Воспитание – процесс трудоемкий, не приносящий сразу больших денег. А тут ситуация простая: «Давай лавэ» – и поехали.
И, когда ситуация на рынке складывается таким образом, говорить о том, что у всех пиарщиков должны быть какие-то четкие правила и «понятия» - наивно. Еще раз оговорюсь – я не против правил. Но, если уж вы хотите, чтобы все следовали хорошим традициям – начните с себя. Не обманывайте, не используйте административный ресурс и иные «стероиды», дающие быстрый результат. Я – за «джентельменские соглашения». Вроде бы нет никого, кто против. Но сегодня попытка даже заговорить о «наведении порядка» на пиар-рынке выглядит как известная пословица про того, кто громче все кричит «держи вора».

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович