Александр Огневский
пиар-специалист




Для чего нужны Ван Даммы? Или как хорошие кумиры кардинально изменяют жизнь человека

Все знают, кто такой Жан-Клод Ван Дамм. Голливудский актер бельгийского происхождения, которому на сегодняшний день перевалило за 50. Он создал целый жанр «карате-боевика», в котором атлетичный и внешне приятный актер при помощи силы воли, навыков в области единоборств и подручных средств (цепей, палок, змей, железных штырей, луков и стрел) возвращает потерянную было справедливость и веру в победу добра над злом. «Зло», получив по морде фирменной «вандаммовской» «вертушкой», уползает в поверженном состоянии (это в лучшем случае). В худшем на «Зло» сверху падает 40-футовый контейнер с грузом. Или оно сгорает в адском пламени.
В конце 1980- годов по всему Владивостоку получило распространение такое чудо как видеосалон. Предприниматели тех лет поступали просто: арендовали зал со стульями, ставили видеомагнитофон, телевизор и крутили новые фильмы. Полтора часа удовольствия обходилось в один советский рубль. Естественно, я и мои одноклассники просили у родителей рубли и шли смотреть очередной «мордобойный боевик». И вот однажды я увидел «Киборг» в Ван Даммом в главной роли. То, что он там творил ногами не укладывалось в мои представления о возможностях человека. Мордобойных боевиков хватало. Но герой Ван Дамма был чудовищно мускулист, рельефен и неимоверно пластичен – встретить в те годы такого человека на улице было нереально. Хотя его лицо было нашим, российским. Кстати, потом выяснилось, что прабабушка Ван Дамма действительно была русской. Из видеосалона я вышел другим человеком. Еще чуть позже я увидел еще один фильм (вообще-то, он вышел раньше «Киборга»). Назывался «Кровавый спорт»), где Ван Дамм был просто фантастичен. А потом бодрые ребята из нашей строчки домов на улице в каждую квартиру провели «кабельное телевидение»: «центр вещания» находился в другом доме и через видеомагнитофон вещал в каждую квартиру. И боевики полились в мою квартиру «сплошной струей». Ван Дамм был настолько впечатляюще выигрышным на фоне остальных героев (Шварц и Сталлоне были тоже ничего, но не дрались ногами), что вскоре в моей комнате появились несколько комплектов гантелей и странное устройство с названием «пружинный тренажер». Потом двоюродный брат нашел где-то грубо сваренную штанту, а добрые люди подарили мне первую переводную книгу Джо Вейдера о бодибилдинге. И пошла работа… Год за годом я изматывал свои щуплые тогда еще мышцы разнообразными упражнениями. Ван Дамм не курит? Ну я тоже не курю! В школе на меня стали косо посматривать. Пока другие ребята из 9-10 классов были озабочены тем, как украсть заначенную папашей бутылку водки – я продолжал бегать на стадионе и качать мышцы в домашних условиях. А уж то, что я не курил со всеми на школьном дворе, прочно записало меня в ряды «городских сумасшедших». Конечно, я доходил до абсурда. До сих пор не могу понять, как мне удавалось поднимать на бицепс восьмикилограммовую гантель 250 раз (!) Прокачка одной руки только одним этим упражнением занимала у меня 42 минуты (сам засекал). Наверное, мало было в городе людей, которые качали только руки по 3 часа подряд. На самом деле хорошая мышечная масса пришла ко мне позже – уже в университетские годы. Но я бы никогда не стал бы активно заниматься спортом, если бы не фильмы с Ван Даммом. И пусть мне сегодня говорят, что хотят – мол, Ван Дамма старый, у него были проблемы с наркотиками и алкоголем, и т.п. Я думаю, что его экранный образ привел в карате, кикбоксинг и бодибилдинг людей больше, чем вся реклама единоборств и все турниры, вместе взятые. Потому что Ван Дамм создал харизматичный, но добрый образ. Мало того, сама биография Ван Дамма – от момента первых его тренировок Бельгии до воцарения в Голливуде – это настоящая драма. И своеобразный рекламный ролик. Нужно обладать очень большим талантом, чтобы с таким акцентом сниматься в настоящих американских фильмах. Парень прошел путь от рядового бельгийского каратиста до мировой звезды кинематографа за 10-15 лет. При этом он успел сменить два десятка профессий, но своей идее (и спорту) не изменял. Относительно настойчивости и силы воли Жан-Клода ходят легенды. Говорят, что он долго пытался попасть хоть в какой-нибудь фильм на главную роль. Его туда не пускали. Тогда он прорвался в кабинет одного из тогдашних «боевиковых» продюсеров – то ли Голана, то ли Глобуса – и сел между двух стульев на поперечный шпагат. В этом положении он и вел переговоры. Продюсер, утомленный напором восходящей звезды, предложил ему роль в «Кровавом спорте». Бюджет фильма составлял всего 300 тысяч долларов (копейки по меркам кинематографа) и сами продюсеры считали фильм абсолютно бредовым. Актерами даже пообещали (помимо минимального гонорара) – процент с продажи фильма в прокате. Подразумевалось, что это будет еще один малобюджетный и провальный фильм. Однако участие в «Кровавом спорте» двух звезд – бельгийца Ван Дамма и китайца Боло Янга (Йоунга) сделала фильм настоящим шедевром. В день проката оба актера стали знаменитостями и миллионерами, потому что реальные доходы от проката в мире превысили все разумные пределы. Именно после этого и Жан-Клод, и Боло стали востребованными в фильмах мирового уровня.
Лично я считаю, что сегодняшней индустрии «создания героев» в России не хватает своего «Ван Дамма» - киногероя не только положительного и спортивного, но при этом харизматичного. Глядя на которого наши тщедушные детишки-школьники скажут: «Я хочу быть таким же!» Российские фильмы должны быть патриотичными, а лица актеров – предпочтительно славянскими. Воспеваться в таких фильмах должна не «братва», а простой русский парень, желательно отслуживший в армии. Который не делает карьеру в банке. Не курит. Не употребляет кокаин. Не имеет карьерных высот. Но в итоге в силу имеющихся навыков (рукопашного боя, стрельбы и т.п.) выходит победителем из столкновения (допустим) с представителями «мирового зла». Ну и параллельно (допустим) находит свою настоящую любовь. Сегодня таких фильмов нет. «Меченосец», например. Ходит какой-то задохлик, у которого из руки выползает меч и рубит-режет-распиливает своих врагов напополам. Идея? Где воля к победе? Где годы тренировок? Где рельефное тело поборника справедливости? Тусклые цвета, заунывная музыка, руки-хворостины главного героя. Тьфу!
Хороший фильм «Охота на пиранью». Настоящий качественный русский боевик. Машков там отработал образ положительного героя на все 120% Но все равно выглядит неубедительно. Не Ван Дамм. Брутальных боевых правдоподобных сцен там нет. Да и главным героям не мешало было добавить мышечной массы. Машкову – килограммов 10. Миронову – 15.
Хорошим актером российского боевика был ныне покойный Александр Дедюшко. Образ нашего русского Ван Дамма он создал вполне. Жаль, что наш кинематограф (или идеологи Кремля?) до сих пор не нашли ему замену.
Требования к современному кумиру (российскому герою для кино и ТВ) должны быть просты и понятны: 1) добрый; 2) сильный; 3) справедливый; 4) упорный; 5) настойчивый; 6) первым не нападает; 7) защищает закон и/или справедливость. При этом он должен быть простым и непонятным, «парнем с улицы» - иметь такую внешность, какую имеют обычные люди (чтобы люди отождествляли его с собой). Не глянцевую, не гламурную, не затертую в ток-шоу и дебильных передачах. Надеюсь, вы понимаете, что на такую роль вряд ли подойдет Дима Билан или Прохор Шаляпин.
Только упаси вас боже использовать главного «бойца» Федора Емельяненко. Парень, во-первых, имеет явную религиозную окраску (РПЦ). Это не плохо для центральной России, но вот для мусульманских и буддийских регионов такой парень непригоден. Его там просто не воспримут. Во-вторых, Емельяненко уже успел отметиться в политической деятельности, а это тоже не есть хорошо, поскольку для людей с иными политическими взглядами он все равно будет врагом.
И, пожалуйста, не говорите мне про Александра Невского (Курицына). Пусть он и дальше берет интервью у голливудских звезд для российских газет. Вот у него образ русского Ван Дамма (равно как Шварца) – точно не получился. И пробовать еще 2-3 раза, я думаю, не стоит.
Нужно сделать так, чтобы наши русские (поправка на толерантность – российские) кумиры стали образцом для наших же юношей и девушек. Чтобы поход в спортзал был бы не данью моде, а необходимостью. Чтобы стремление стать сильным и ловким прививалось не только в семье, но и на уровне повседневной бытовой культуры. Для чего нужны Ван Даммы? Для того, чтобы привлекать человека из мира обыденности и рутины в мир мечты и здоровья. Глядишь, еще одним человеком, жизнь которого кардинально изменится, станет больше. Но это в случае, если кумир хороший. Лично я считаю, что мне с кумиром повезло.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович