Александр Огневский
пиар-специалист




Почему нельзя делать ставку только на карьеру? Или индивидуалистический «шаманизм» против корпоративного «вудуизма»

Наш ответ зомбированию

Сам я по своей натуре – карьерист. Но это не означает того, что я готов поставить свою жизнь на карту изменчивых правил корпоративной культуры. Потому что корпорации приходят и уходят (вместе со своими корпоративными культурами), а я остаюсь. Но хоть я и остаюсь, мои годы тоже уходят. А посему я категорически против «оболванивания масс»: этим страдают «идеологические «гуру» в больших компаниях, которые порой насаждают такие привычки, святыни и идеалы, что работник большой корпорации превращается в своеобразного «корпоративного зомби». А идеологи корпоративности – в жрецов культа вуду. В этом случае следует понимать, идеологи корпораций становятся «жрецами вуду» не потому, что разделяют ценности корпораций, а потому что таковы правила игры. И за соблюдение этих правил дают бонусы. В виде должностей и денег. Но желающих получить деньги и должности – много, а самих денег и должностей – мало. Соответственно, из покорной корпоративной «армии зомби» реально дослужиться до высот могут единицы. А жертвуют собой – сотни. И не нужно мне говорить, что халявные корпоративы с океанами водки и бутербродами из батонов докторской колбасы (плюс корейские салатики) – это предел вашего разового вознаграждения за ежедневные шаги по наступлению «на горло собственной песне».
Именно поэтому я являюсь «шаманом» индивидуалистического подхода к решению вопроса карьерной самореализации. Стучу в бубен, камлаю, отгоняю злых духов, крадущих время жизни человека. Я не за одиночество человека – я против корпоративного «выкупа души». Объясню, чем «шаман» отличается от «жреца вуду». Шаман, хотя вписан в ту общину, в которой живет (и хотя обслуживает ее интересы), находится как бы над коллективом в силу отдельных (особых) знаний. Для вхождения в транс он может использовать любые технологии, живет особняком и очень многие «табу» ему по барабану. Вам нужен результат деятельности шамана? – Создавайте ему отдельные условия. Этот парень – «выше среднего». И требовать от него, чтобы он был как все – глупо. Вот поэтому я и настаиваю на «индивидуалистическом шаманизме» - по крайней мере, для пиарщиков. Если же говорить о «жреце вуду» - то это персонаж (в сравнении с шаманом) – вовсе не созидательный. Держать племя в страхе, насылать порчу, превращать людей в зомби – это, знаете ли, неперспективно. Лучше сбежать из такого племени. Но в корпоративной культуре российского бизнеса предпочитают не «шаманов», а «жрецов вуду». Это очень печально.
Отвечать за других людей – дело неблагодарное. Зависеть от действий других людей – глупо. А решиться сделать что-то самому – тяжело. Особенно, когда вопрос стоит о такой корпоративной деятельности как журналистика или public relation. Действительно, зачастую в журналистике трудно справиться с работой одному. Но… Я и не призываю вас делать что-то в полном одиночестве. Просто следует понимать одну очевидную вещь – «вписываться» в правила «корпоративного вудуизма», будучи явным индивидуалистом – значит, совершать насилие над человеческой природой. Как минимум, либо придется маскироваться под всех этих «улыбчиво-велкамных» «зомби» и откровенно скучать на массовых мероприятиях «единения», либо (хотя бы понемногу) конфликтовать за право на свое «я» в коллективе. Где живые «кирпичики» теории «тим-билдинга» стремятся «подрихтовать» каждого под себя и под десятки таких же стандартных клонов. Тут просто нужно разделять понятия «команда» в российской и «западной» традиции. Российская корпоративная реальность - не такая, как на Западе.
«Команда» (в западном формате) – это сплоченная структура с четкой иерархией, где каждый знает свое место и выполняет определенный функционал. Выполняешь то, что говорят – получаешь тот гонорар, который тебе обещали при устройстве на работу. Не выполняешь – начинает действовать система наказаний вплоть до увольнения. Лояльность в западном понимании – это что-то сродни врачебному тезису «не навреди»: сотрудник должен выполнять все требования, на которые он подписывался на работе и не предпринимать таких действий, которые дискредитируют корпорацию или наносят ей вред.
«Команда» в российской традиции – это, прежде всего, запредельная лояльность. Человек должен стать бесцветной и бесформенной частью общего монолита и ежедневно «пластилинить» (от слова «пластилин») под быстро меняющиеся установки и тезисы руководства. При этом выполнять свой функционал на все 100% - необязательно. Мишу держат на работе за то, что его жена работает в Роспотребнадзоре и умеет улаживать там вопросы, нужные для корпорации. Паша хорошо поет на корпоративах под гитару. Он, конечно, может забухать и прогулять работу, но ничего – завтра доделает. Талантище, ему можно простить. А Марина умеет всех заставить отработать лишние два-три часа в неделю без оплаты, призывая всех к совести, порядку, справедливости и равнению на босса (который, бедняжка, и вовсе горит на работе – в полете между Мальдивами и Грецией). Прямую критику установившихся порядков в российской традиции «тим-билдинга» не любят – приравнивают к отступничеству и предательству. Прошу заметить – критику, а не «слив» информации на сторону. «Команда» в российской традиции является только «внешней копией» «западной», фейком, подделкой, которая не может сравниться в цене с оригиналом. Вот и получается во многих российских компания – чем только не занимаются сотрудники: греблей на лодках-«драконах», подготовкой корпоративных выступлений, сочинительством стихов и песен, захламлением социальных сетей корпоративным сапопиаром – но только не своей прямой трудовой деятельностью.
Лично я никогда не понимал, как может повлиять ношение футболочек с фирменными цветами и логотипами на производительность труда. Особенно, если на работу приняты явные дебилоиды, которые явно не будут совершать трудовые подвиги за зарплату 15 тысяч рублей. Но, начитавшись умных книжек по мотивации, начальство продолжает клепать эти одноразовые футболки. Неужели так сложно понять, что нужно тратить деньги не на футболочки, а на зарплаты ЛУЧШИМ работникам. Которые реально выдают хороший и качественный продукт. Лучше на 100 тысяч рублей нанять двух хороших специалистов, нежели за эти же деньги трудоустроить к себе десяток гоблинов в фирменных футболках. Производительность и качество должны доминировать на брендовостью компании.
Но и этого мало. Кумовство и «лохматая рука», несмотря на весь прививаемый в компании корпоративный дух по (типа) западному образцу, могут решать кадровые вопросы гораздо бодрее и эффективнее, нежели выслуга лет, хороший послужной список и правильный «западный» карьеризм. Здесь вам не Рим и не Париж. И уж точно не германская педантичность и английская пунктуальность. Здесь Россия, где «все свои». И «те, кто надо». Привели мальчика и назначали директором. Не «потому что». А потому что «так надо». Потом выяснилось, что он родственник владельца. Дела в фирме пошли хуже, в этом виноваты все, кроме него, народ увольняется – о каком кадровом росте в такой ситуации можно говорить. Да, так бывает не всегда. Но, согласитесь, довольно часто. Когда против вас играют краплеными картами – возможность выигрыша минимальна. И глупо продолжать эту игру снова и снова.

О «правильной команде» и «облачных» высотах
Тем не менее, я не против командного духа. В моем понимании команда – это образец производственной структуры, которая признает нормы нормального делового сотрудничества (не влезая в душу и не навязывая лозунги-тезисы). У людей есть одна цель: делать свою работу на всех этапах качественно и хорошо. Получаемый в результате этого продукт начинает эффективно продаваться. Сегодня, насколько мне известно, для эффективной работы не нужно даже помещения, где бы размещались все работники одной команды. Удаленный доступ к общим серверам и сеть Интернет позволяют сделать любой бизнес по-настоящему международным. Например, при изготовлении сайтов и порталов часто используется следующий метод: заказ получается во Владивостоке (отсюда же осуществляется и контроль качества), отсылается дизайнерам в Индию (вариант – в Болгарию или Румынию), доработка веб-технолоний производится русским, осевшими в Таиланде. В итоге производителем услуг оказывается владивостокская компания, на которую (по факту) работает полмира. Существенный прорыв в области развития «виртуальных офисов» и «виртуальных коллективов» оказывают «облачные» технологии, которые позволяют изменить логистику предприятия настолько, что возникает существенная экономия на перелетах, переписках и документообороте. А так же – на «менеджерах среднего звена», который, по сути, являются «передаточным звеном», которое «облачные» технологии благополучно устраняют из бизнеса. И высвобождают ресурсы. Компьютеры пока не заменяют человека. Они не могут придумывать слоганы или разрабатывать пиар-концепции. Но устранить ненужные звенья производственной цепи и удешевить производство – могут. И уже удешевляют. Такой «команде», разбросанной по всему миру, не нужны планерки в офисах-стекляшках и корпоративы. Им нужен объем работ, контроль – и минимум диктата. Вот за такими командами – будущее.

Так почему же нельзя делать ставку только на карьеру?
А теперь, собственно, ответ на вопрос. Если бы у вас была хоть какая-то гарантия того, что при соблюдении правил карьерного роста (в российских реалиях) вы пройдете путь от «А» до «Я» (ну, или хотя бы до «Ы») в течение 15-20 лет, то, конечно, самые продуктивные годы своей жизни следовало бы потратить на карьеру. Но… Гарантий никто не дает. Слишком много «если» существует в российских реалиях «Если» работодатель поставит над вами «блатного», если ваша карьера начнет «замораживаться» по причинам экономического кризиса, если сменится руководство (на менее лояльное конкретно к вам), если ваши семейные обстоятельства не позволят убивать для работы субботу и воскресенье и так далее. То есть, бросить все силы и лучшие (самые яркие) годы жизни на карьеру (которая может и не состояться) – наивно. Стать начальником отдела в 50 – совсем не то, что стать им в 30. Единственные люди, зарплата которых мало зависит от должности, - рекламные агенты и продавцы бытовой техники. Работая в больших корпорациях, но от процента с продаж, они за счет хорошо наработанного объема могут ежемесячно снимать большую прибыль. Не случайно многие из продажников и не рвутся в начальники – зарплата такая же или меньше, а проблем и нервов – в разы больше. Храня здравый смысл, эти люди (даже внутри больших корпораций) работают на себя. А вы, в погоне за эфемерным счастливым «завтра» убиваете свое безвозвратное и реально ощущаемое «сегодня». Которое не вернется никогда. А будет ли счастливое корпоративное «завтра» - еще большой вопрос. Как я уже говорил – в пределах одной большой корпорации сотни людей хотят сделать карьеру. А реально ее делают единицы. Конечно, мне можно возразить, что все ушедшие нашли себя в другом месте, но я в это мало верю. Скорость их карьеры все равно будет медленнее, нежели у тех, кому с карьерой в больших корпорациях все-таки повезет. В этом смысле делать ставку ТОЛЬКО на карьеру нельзя. Должна быть «страховка» в виде собственного бизнеса или доли в семейном семейном предприятии. Карьера карьерой – а табачок, как говорится, врозь. Когда вам есть, куда уходить – зомбировать вас тяжелее и приходится считаться с вашим мнением. Помимо карьеры есть масса полезных вещей – семья, спорт, собственный бизнес, «продажные» хобби (куклы, выпечка и т.п.). Не стоит все это отбрасывать ради убогих российских представлений о карьере под маркой «запада». На Западе наш карьеризм даже не высмеивают. Его просто не понимают. Поэтому «наших», преуспевших в западных бизнес-корпорациях (с «их» «правилами игры») – немного.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович