Александр Огневский
пиар-специалист




Задача №3. Стройка с захватом «чужой территории»

Крупная строительная фирма региона, получив землю возле одного из старых жилых домов в тихом районе, собралась построить на месте скверика 24-этажный дом-монстр. Во время ограждения стройплощадки жители «старого» дома организовали пикет, препятствовали проезду техники и попытались перекрыть прилегающую рядом автомобильную дорогу. В СМИ такие действия жителей посчитали оправданными, а вот застройщика обвинили в варварстве и игнорировании интересов жителей старого дома.
Решение:
- Изначально, лучше, конечно, не допускать ситуации, когда жители «старого» дома начинают ощущать себя «притесненными» и выходят на стихийными митинг, не пуская технику. Но, если уж такое произошло, то работникам строительной компании нужно вести себя максимально корректно, выдержанно и тихо. Это позволит показать себя законными и уверенными в себе, а лидеров «протестного движения» - людьми гневными, рассерженными и ведущими себя неадекватно. В момент приезда строительной техники (когда начнется снос сквера), вместе с представителями строительной компании должен приехать представитель комитета архитектуры, который выдал разрешение на земельный участок и строительство, представитель мэрии (как органа исполнительной власти, на территории которого происходит застройка) и представителей МВД, которые должны обеспечивать правопорядок. В этом случае у СМИ не будет повода говорить о том, что происходит «захват» территории (есть не только документы, но и представители власти). Нельзя будет говорить и о том, что стройка носит «незаконный» характер – ее начала сопровождалось приездом представителя закона.
ОДНО ИЗ ПРАВИЛ начала стройки – ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ от сомнительных фото и видеокадров. А значит, привезти к началу скандальной акции своего фотографа и видеооператора. Ни фотограф, ни оператор не должны лезть в «гущу» будущей схватки. Лучше всего, если они будут снимать происходящее с бортов или из кабин строительной техники. Это даст возможность получить разборчивые планы (кадры) сверху и не даст возможности «протестантам» повредить фото- и видеотехнику. Желательно, чтобы для охраны имущества оператора и фотографа был нанят сотрудник частного охранного предприятия (ЧОПа) или вневедомственной охраны. Кстати, с оператором и фотографом тоже лучше всего заключить договор. Нужно понимать, что в данной ситуации СМИ, скорее всего, встанут на сторону жителей «старого» дома. А значит, либо Вы вообще не получите видеокадры, либо с можете их купить не сразу – и то по тройной цене. Фото и –видеокадры нужны вам для того, чтобы при необходимости заказать платный сюжет на ТВ или разместить свой ролик на Ю-тьюбе (из нужных Вам кадров).
Опять же, для СМИ, которые окажутся в «центре битвы» с Вашей стороны должны быть подготовлены пресс-киты с ксерокопиями всех разрешительных документов. В ответ на СЛОВА «протестующих» Вы должны быть готовы предоставить ДОКУМЕНТЫ и ФАКТЫ. Это серьезный моральный выигрыш именно для «думающих» зрителей ТВ и Интернет-сюжетов.
Ваш юрист должен дать обязательный комментарий. Четкий, выверенный, с опорой на документы.
ВАЖНЫМ ШАГОМ в борьбе с демагогией и популизмом, которым грешат многие самозваные «правозащитники», приезжающие на такие скандалы исключительно ради самопиара, является обеспечение присутствия при этом скандале представителя прокуратуры (района, города, региона). Всегда можно сказать (подчеркнуть для СМИ): «Специально для приема жалоб мы организовали приезд работников прокуратуры, которым Вы ПИСЬМЕННО можете изложить СВОИ претензии!» Нужно показать, что это не жильцы дома пригласили прокуратуру, а представитель строительной организации. А раз жильцы должны изложить СВОИ претензии, как собственники квартиры и придомовой территории, то пришлые «правозащитники», проживающие не в этом доме, прокуратуру не впечатлят.
Директор стройфирмы (равно как и заместители) не должны принимать участие в столкновениях. Нужно быть выше этого! Пока конфликт со стройплощадкой будут разруливать менеджеры среднего звена, начальство должно (в парадной одежде) давать красивые комментарии для специально приглашенных журналистов. Но так, чтобы вечером играть на контрастах – уверенных в себе начальники (спокойные как танки) и бушующая разношерстная публика.
ЗАБОЙНЫЕ ФАКТЫ – вот что у вас должно быть в наличии. Вы должны заявлять о том, что Ваш новый дом – это не только шедевр архитектуры, украшение города и способ решения жилищных проблем горожан, но и:
А) рабочие места для местных строителей;
Б) новые дороги к дому вместо старых «убитых»;
В) большая детская площадка для всего микрорайона;
Г) новая роща, которая будет посажена за новым домом, новые фонари и скамейки;
Д) система видеонаблюдения и охрана, которая будет обеспечивать порядок возле этого дома и прилегающих домов;
Е) в новом доме будет офис сбербанка, почта, магазин, ресторан, сауна и зубная клиника

Постоянное перечисление этих пунктов как грядущего благоденствия не убедит всех жителей старого дома в том, что нужно принять стройку как данность. Но часть людей на свою сторону явно перетянет. Кроме того, еще до начала стройки рядом со старым домом должно появиться несколько больших рекламных конструкций с проектом (рисунком) будущего дома. На рисунке должен быть изображен не только дом, но и зелень вокруг него, парк, скамейки и т.п. чтобы обеспечить НАГЛЯДНОСТЬ БОНУСОВ. Нужно ли говорить, что стройплощадка должна соответствовать всем строительным нормам и правилам?
Вы должны понимать, что Ваше информационное воздействие на жителей города должно быть постоянным – через Интернет-ресурсы, через Ю-тьюб, через щиты наружной рекламы и плакаты, которые должны появляться в районе стройки. Все эти «говорящие» элементы делают работу за Вас – я имею в виду работу по убеждению. Никакой «протестант», даже если он ничем не занят и имеет кучу денег, не может круглосуточно воздействовать на общественность. Через какое-то время острота этого «строительного вопроса» начнет спадать сама собой. Так уж устроен человек, что один и тот же раздражитель не может вызывать у него одинаково сильные эмоции продолжительное время. Через какое-то время тема со стройкой начнет угасать. Самое главное – на начальном этапе не дать перехватить инициативу жителям старого дома и не допустить серьезного пиара на этой теме «правозащитников».
Вы должны быть решительны и мобильны, не лезть за словом в карман и быть готовы отстаивать свою точку зрения вплоть до суда. НО… Никакой агрессии, никаких громких заявлений. Помните, в данном случае Ваши главные соратники – продуманная заранее подготовка ответных шагов, уверенность и поддержка официальных лиц. Не нужно много креатива – вежливости, аккуратности и предусмотрительности вполне достаточно.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович