Александр Огневский
пиар-специалист




Задача №2. «Завод, который выбросил на улицу»

В городе Н. приезжий предприниматель выкупил старый молокозавод, который не модернизировался 40 лет. Предприятие практически не приносило прибыли, но на нем работало 700 человек. Вложив 100 млн. руб., он перевел предприятие на новые рельсы – сделал производство круглосуточным, оптимизировал доставку, расширил линейку продукции с 20 наименований до 60. Один минус – в результате модернизации потребовалось сократить число работающих с 700 до 300 человек. Хотя город Н. – достаточно большой, для него сокращение одновременно 400 человек – дело доселе невиданное. В орбиту конфликта с сокращением оказались втянуты не только 400 человек (тех, кто лишился работы), но еще и порядка 1200 членов семей, около 2000 соседей и знакомых. В итоге в СМИ стали появляться негативные публикации. «Большой бизнес наступает на маленьких людей», «Приезжие коммерсанты плевали на местные проблемы», «Молокозавод полит слезами уволенных матерей» и т.п.
Решение:
Самое главное – провести разъяснительную работу с населением города о социальной защищенности тех, кто работал на предприятии. Ключевое слово – с населением города, а не с увольняемыми работниками. Потому что увольняемых работников – 400 человек, а жителей города – минимум полмиллиона. Нужно рассказать горожанам, что по российскому законодательству, увольняя работника по сокращению, работодатель выплачивает ему зарплату на протяжении трех месяцев. В это же самое время сокращенный сотрудник может встать на учет в центре занятости и благодаря государственным программам переучиться на новую специальность бесплатно. Кроме того, предприятие становится современным и под сокращение попали представители изрядно устаревших профессий – истопники, кладовщики, сторожевая служба. Им на смену пришла автоматизированная котельная, которая обслуживается одним инженером с высшим техническим образованием, а хранение товара и его охрана осуществляется привлеченными (аутсорсинговыми) компаниями, что влечет уменьшение штатных должностей. Поскольку большинство сокращенных – люди пенсионного возраста, на базе молокозавода создается «совет ветеранов», который будет оказывать бывшим работникам моральную и материальную помощь. На предприятии так же существует профсоюзная организация, к мнению которой так же прислушивается новое руководство завода.
Кстати, ранее у сокращенных представителей сторожевой службы, истопников и кладовщиков зарплата составляла не более 5000 рублей в месяц – пособие по безработице в данном регионе превышает данную сумму, составляя (в месяц) 6000-7000 рублей.
Оставшимся сотрудникам молокозавода зарплата увеличена на 20-30%, что так же является мерой социальной защиты предприятия. Кроме того, число заместителей генерального директора сокращено с 6 человек до трех, существенно сокращена служба кадров, уменьшен автопарк служебных автомобилей руководства (с 10 автомобилей до трех), благодаря энергосберегающим технологиям удалось сэкономить на электро- и теплопотреблении до 40% затрат.
Согласно планам развития, молокозавод в ближайшее время увеличит плановые показатели в 2-3 раза, что потребует расширения производства и привлечения молодых кадров. При приеме на работу приоритет будет отдаваться членам семей работников завода, чтобы не прерывались производственные династии (желательно показать 3-4 таких династии).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕРА – показать завод «до» и «после». Разруху, которая царила до прихода нового руководства и благоденствие (красота, дисциплина), которое наступило после реконструкции.
Обязательно нужно отразить работу «совета ветеранов». Участие «совета ветеранов» в развитии предприятия.
Еще один важный элемент – продемонстрировать, что новая продукция продается во всех магазинах города.
Обязательно сообщить, что продукция соответствует всем сертификатам, хороша по качеству и доступна по цене.
Обновленный молокозавод должен обязательно рассказать о себе, как о социально ориентированном предприятии, рассказать о том, сколько денег он тратит на детский и юношеский спорт, благотворительность и о том, сколько налогов платит в местный бюджет.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МЕРА – показать довольного пенсионера (ветерана), который остался работать на предприятии и который делится своим опытом с молодым специалистом (тоже довольным жизнью). Показать молодые семьи, которые сложились на заводе, показать, как молокозавод поддерживает молодых и перспективных.
ПОКАЗЫВАТЬ – это целое искусство. В заранее оговоренный день директор (и заместители) должны встретить журналистов и провести полноценный «пресс-тур» по цехам и иным помещениям молокозавода. Зрители и читатели должны глазами (через картинки, фотки, рассказы) журналистов видеть, что завод реально похорошел и не умер.
Хотя журналисты понимают, что все эти пресс-туры носят характер «искусственности», все равно перемены несут позитивный характер. И сами видят, что вместо «убитого» завода, который мог быть продан по частям или стать очередным торговым центром, он все равно остался молокозаводом и развивается, выплачивая зарплату местным работникам и налоги в местный бюджет.

  © 2013г. Огневский Александр Владимирович